Вопросы выбора типа велосипеда

03.03.2014 00:00 http://ippolite.ru
PDF

Вопросы выбора типа велосипеда

 

В этой статье мы не будем заостряться на более профессиональных характеристиках байка, таких как очень низкий вес, жёсткость и накатистость рамы, и т.д.; лишь слегка коснёмся их.

Так как большинство из нас - рядовые велолюбители (и мы не претендуем на сальто с трамплина или на доли секунд на треке, нас больше интересует удобство езды), то рассмотрим эту дилемму с обывательской точки зрения: выделим самое основное, актуальное, опустив и не заполняя голову всеми тонкостями которые нам навряд ли пригодятся. Если вкратце, то  вес зависит от материалов комплектующих (сталь тяжелее, алюминий легче, титан и карбон ещё легче) и, как правило, обратно пропорционален их цене, жесткость рамы тоже зависит от материала из которого она изготовлена (сталь мягче, титану свойственна упругость, алюминию и карбону жёсткость), ну и конечно от конструкции.

А вот на чём мы действительно сосредоточимся так это на комплектации велосипеда - на том какие комплектующие какому типу катания подходят больше, а какие совсем не подходят. Как повысить надежность байка, комфорт и накат? Ответив на эти вопросы вы сможете выжать максимум пользы и удовольствия из вашей рабочей лошадки.

 

Двухподвес Ашан-байкВ плане надёжности байка всё очень просто - она прямо пропорциональна цене на комплектующие и сильно зависит от грамотной регулировки его элементов. Так что изначально постарайтесь по максимуму вложиться в аппарат и сразу довести регулировку до ума в веломастерской, чтобы потом не тратить бОльшие деньги и время на ремонт и замену запчастей.

Здесь появляется дилемма - хочется и качества и дешевизны. Где можно посоветовать сэкономить? Отказаться от модных тенденций брать велосипед на дисковых тормозах и с задним амортизатором. Ободные хорошо отрегулированные тормоза (V-brake) работают не хуже дисковых, при этом стоят дешевле и создают на порядок меньше проблем владельцу. Если у вас конкретный бюджет на покупку велосипеда - возьмите аппарат на ободных тормозах, тогда бОльшая часть цены пойдёт на остальное оборудование,соответственно более высокого уровня.

ДвухподвесОтдельная история с задним амортизатором. Нет никакого здравого смысла покупать двухподвес, например, в каком-нибудь Ашане за 5 тысяч рублей (ну кроме как избавить себя от капризов ребёнка), т. к. он не поедет никогда. Ведь единственное назначение двухподвесов - это скоростной спуск с горы. И годные для этого аппараты стоят ориентировочно от 50-60 тысяч рублей, благодаря более сложной и прочной конструкции. А за 5-10 тысяч вы, грубо говоря, приобретаете груду металлолома ни коем образом не предназначенную для езды по городу. Даже на дорогом двухподвесе как-то не очень рационально раскатывать по улицам и паркам, тратя одну половину сил на перевоз лишнего веса, а другую - на раскачку заднего амортизатора при вращении педалей. Не говоря уж о шедеврах из супермаркетов. Если уж полное отчаяние и другого варианта как потратить 5 тысяч в Ашане нет, лучше уж взять хардтейл (жесткая рама + мягкая вилка) - это хотя бы полбеды.

 

ХардтейлДалее вопросы комплектации упираются чисто в стиль катания. Нужна ли вам мягкая вилка? Если велосипед предполагается использовать исключительно для езды "до пивного ларька" и хочется сэкономить, то тратиться на амортизационную вилку особого резона нет. Если же планируете катать на приличные расстояния, по паркам, не говоря уж о походах, то тут уж ничего не поделаешь - комфорт мягкой вилки превращается просто в необходимость. Совсем замечательно, если есть возможность раскошелиться на хорошую модель с возможностью блокировки амортизации. Это позволит экономить свои силы за счет жесткости конструкции на холмистых автострадах. Вам хватит по одному разу забраться в крутую горку с амортизацией и без неё чтобы понять разницу.

 

И напоследок несколько полезных советов чтобы байк хорошо катил. Если байк не катит, это невыносимо - получается вы везёте его, а не он вас.

Самый эффективный метод улучшить накат - принять меры по увеличению жесткости колес и уменьшению трения вращающихся элементов. Более жесткая конструкция позволяет более эффективно превращать усилия при вращении педалей в скорость, а понижение трения позволяет байку дольше катиться по инерции. Говоря человеческим языком: необходимо сделать жесткую протяжку спиц, поставить слики (гладкие покрышки без грубого протектора), хорошо накачать резину, смазать втулки и цепь.

Что касается протяжки спиц, это дело хорошего механика, и если вы ещё не прибегали к ней, то настоятельно рекомендуется её сделать, так как на всех новых велосипедах общедоступной ценовой категории изначальное натяжение спиц очень слабое (что является основной причиной нескончаемого потока в мастерские клиентов с "восьмерками" и другими деформациями колес).

По выбору резины можно сказать что зубастые, "злые" покрышки с мощным протектором годятся лишь для езды по грязи, если ваш тип катания город, парк или поход в сухую погоду присмотритесь к сликам. Мощный протектор даёт лучшее сцепление с дорогой, но при этом сильно мешает движению. То есть тип катания полностью предопределяет выбор. При разнообразном катании имеет смысл держать на вооружении два комплекта резины: для грязи/бездорожья и для асфальта/грунтовки; или поставить слики  с неярковыраженным протектором.

И, наконец, не забывайте поддерживать необходимое давление в шине. 3,5-4 атмосферы (bar) для большинства размеров шины, 5-6 атмосфер для узких 28-дюймовых шин ситибайков и 6-9 атмосфер для узких шин шоссейных велосипедов. Вот тогда покатит, а на 1,5-2 атм. далеко не уедешь.

В путь!