Геометрия рамы велосипеда

12.03.2014 00:00 http://ippolite.ru
PDF

Геометрия рамы велосипеда

 

Геометрия рамы велосипеда - самый важный параметр, на который необходимо обращать внимание при покупке любого велосипеда. Велосипедная рама не только самая дорогая деталь, но и основа вашего катания.

 

Геометрия рамы отвечает за основные экплуатационные характеристики велосипеда, такие как:

  • безопасность - самый важный параметр, ведь жизнь так прекрасна, а здоровье не купишь :)
  • накат - велосипед держится в вертикальном положении мускульными усилиями нижних и верхних конечностей велосипедиста, а именно возвращающим моментом при рулении во время поступательного движения; чем меньше энергозатраты, тем лучше.
  • устойчивость - отвечает за способность держать траекторию при воздействии сторонних факторов: плохое покрытие, ветер, потеря внимания велосипедиста.
  • маневренность - возможность проходить повороты по виражу с минимальным радиусом.
  • равномерность распределения веса - пропорциональность распределения веса между передним и задним колесом при передвижении под разными углами; важна для подбора ободов, протектора покрышек.
  • прочность - способность выдерживать нагрузки.

 

Все параметры взаимосвязаны связаны друг с другом, изменяя один, вы изменяете все. Как же выбрать именно то сочетание параметров (именно ту раму), которое нужно именно вам?

Геометрия велосипедной рамы

На картинке вверху представлена стандартная информация из каталога производителя рам.

 

S/T - расстояние между центром каретки и эксцентриком подседельного штыря. Производитель закладывает в это значение размер рамы. Прежде чем подбирать геометрию, определитесь с размером рамы. Иногда это расстояние занижают, что снижает вероятность удариться об верхнюю трубу, повышается безопасность. Также повышается жесткость кареточного узла (при нажатии на педаль происходит меньшая деформация рамы), но и увеличивается длина подседельного штыря, что зачастую приводит к его поломке.

 

WB - длина между осями переднего и заднего колеса (база велосипеда или колесная база). Один из основных показателей. Напрямую влияет на маневренность и устойчивость. Чем больше это расстояние, тем больше требуется закладывать радиус при повороте (маневренность понижается, устойчивость повышается).

 

S/T angle - угол между подседельным штырем и горизонталью. Чем больше этот угол тем более вертикальное положение принимает штырь. Для комфортного педалирования в сидячем положении, этот угол рассчитывается в зависимости от длины ноги (размера рамы). Обычно равен 73 градусам. Уменьшая этот угол, увеличиваем нагрузку на заднее колесо, посадка становится более вытянутой, сцепление ведущего заднего колеса улучшается, но педалирование становится более неудобным. При уменьшении угла при подъеме в гору в положении сидя из-за снижении нагрузки на переднее колесо может случиться переворот. Если велосипедист педалирует стоя, угол не имеет значения.

 

L - горизонтальное расстояние от центра стакана до центра подседельного штыря. Длина рамы, которая ощущается байкером. На слишком длинной раме байкер будет «распластанным», а на слишком короткой — будет сидеть слишком прямо и даже касаться коленками руля в поворотах. Короткая верхняя труба делает посадку более вертикальной, что улучшает комфорт. Так же уменьшается база велосипеда, распределение нагрузки увеличивается в сторону переднего колеса. Педалировать стоя при более короткой трубе становится хуже, а зачастую невозможным (касание руля коленями). Особенно, если это расстояние увеличено за счет S/T angle (угла подседельного штыря). Так же при езде стоя в гору из-за уменьшения этой длины понижается нагрузка на заднее колесо, ухудшается динамика. Рулить при нагруженном переднем колесе становится проблематичнее.

Существует мнение, что рама должна выбираться именно по комфортному значению L, а не по ростовке — то есть ростовка может быть ниже рекомендованной, если соблюдается нужное L. Но надежнее всего полагаться на свои ощущения.

 

H/T - высота стакана для вилки. Длина вилки для всех размеров велосипедов одинакова, для увеличения безопасности требуется сделать раму как можно ниже. Это можно достигнуть только за счет уменьшения S/T (что и происходит при уменьшении размера) и высоты стакана.

 

H/T angle - угол между вилкой и горизонтом. Чем угол больше, тем вертикальнее располагается вилка. Как это влияет на геометрию?

  • Безопасность - чем меньше угол (острее к горизонту), тем лучше велосипед держит дорогу; тем ниже опускается стакан и ниже становится рама; тем меньше шанс улететь через руль и вилка лучше прорабатывает большие ухабы.
  • Накат, динамика - увеличивая угол, мы достигаем двух вещей: уменьшаем тормозящий момент при кручении руля; амортизационная вилка меньше работает при вертикальном положении, т.к. она не так усиленно обрабатывает неровности.
  • Устойчивость. С уменьшением угла увеличивается база. При вращении руля, увеличивается, возвращающий в вертикальное состояние велосипед, момент. Повороты становятся более предсказуемыми: уменьшается вероятность заноса переднего колеса.
  • Маневренность. При увеличении угла, уменьшается база. Повороты совершаются с меньшими усилиями, стиль езды становится более агрессивным.
  • Равномерность распределения веса - чем больше угол, тем больше нагрузки достается переднему колесу.
  • Прочность рамы - чем больше угол, тем больше нагрузки идет на раму и меньше на вилку и наоборот.

 

RC - длина пера. Показатель напрямую отвечающий за распределение веса. Чем перо короче, тем лучше сцепление заднего колеса и динамика. Короткие перья делают проблематичным перевозку грузов на заднем багажнике из-за слишком большого шанса перевернуться при подъеме в гору. Так же увеличение динамики происходит независимо от того стоя педалирует велосипедист или сидя.


BB - зазор между центром каретки и горизонталью, проведенной от одной оси втулки к другой (провис каретки). Отвечает за так называемый клиренс (дорожный просвет). Чем он ниже, тем ниже центр масс и легче ехать, но в свою очередь снижается безопасность - можно зацепить педалью на вираже или кочке.

 

Также про выбор велосипеда можно почитать здесь.