Велосипедные переключатели скоростей

19.03.2014 00:00 http://ippolite.ru
PDF

Велосипедные переключатели скоростей

 

Велосипедный переключатель скоростей — часть велосипедной трансмиссии, предназначенная для изменения частоты вращения и крутящего момента. Переключение передач осуществляется ручкой переключения. В простейшем случае велосипед имеет фиксированную передачу.

 

Зачем вообще нужны переключатели? Переключатель передач на велосипеде переводит цепь на различные звездочки в зависимости от натяжения троса. Трос по специальным «рубашкам» проведен к манеткам – управляющим рычагам на руле.

Вся эта конструкция нужна, чтобы вы могли очень быстро ехать по ровной дороге, преодолевать грязь и песок, легко заезжать на крутые склоны. Количество оборотов задней звездочки за один оборот передней – это передаточное число. Именно для его изменения нужны переключатели и различные по размерам звездочки.

Чем больше оборотов колесо делает за один оборот педалей, тем быстрее может разгоняться велосипед, но тем тяжелее его сдвинуть с места. Чем меньше оборотов делает колесо, тем медленнее вы будете ехать, но тем легче вам будет преодолевать горки, грязь, песок и мягкую траву. Вы делаете один оборот педалей, а заднее колесо прокручивается от этого два раза. Вы переключаете заднюю передачу на меньшую звездочку – соотношение зубцов между задней и передней звездами меняется, и заднее колесо проворачивается уже три раза за один оборот педалей.

Вело переключатели скоростей

Все велосипедные переключатели скоростей можно разделить на три основных вида:

  • механизмы внутреннего переключения передач - планетарные втулки: привод колеса имеет одну звездочку спереди, цепь и одну звезду сзади, а весь механизм находится внутри задней втулки.

    Наибольшее применение подобные механизмы переключения передач нашли на дорожных и прогулочных велосипедах, хотя иногда их можно встретить и на горных велосипедах.
    Плюсами планетарных втулок являются:

    • стойкость к неблагоприятным дорожным и погодным условиям (механизм переключения полностью находится в корпусе);
    • встроенный тормоз;
    • высокая надежность и долговечность;
    • возможность переключения передач, не вращая педали;
    • простота обслуживания.

    У планетарных втулок есть и существенные минусы:

    • высокий вес;
    • сильное трение узлов, что усложняет движение;
    • ремонтонепригодность в походных условиях.

     

  • механизмы внешнего переключения передач - более привычные передние и задние переключатели скоростей:
    • передний переключатель - перебрасывает цепь с одной передней звезды на другую (до 3-х звезд): через рамку, которая перемещается благодаря параллелограммному механизму, проходит цепь; при переключении эта рамка перемещается и принимает положение над соответствующей звездочкой, вследствие чего цепь также перескакивает на неё. Самый существенный недостаток передних переключателей: они почти не способны перебросить цепь с одной звезды на другую под нагрузкой.
    • задний переключатель - перекидывает цепь с одной звезды на другую (работают с кассетами до 9 звезд). Также задний переключатель должен обеспечивать натяжение цепи, для чего служит специальная рамка.

    Преимущества механизмов внешнего переключения:

    • малый вес;
    • простота конструкции;
    • низкая цена (по сравнению с планетарными втулками);
    • большое количество передач.

    Недостатки механизмов внешнего переключения:

    • необходимость часто обслуживать переключатель (очищать от грязи, настраивать и т.д.);
    • высокий износ цепи вследствие её неизбежного перекоса;
    • невозможность переключения передач на стоячем велосипеде;
    • большая вероятность поломки при падении.

     

  • комбинированные механизмы переключения скоростей - гибрид планетарной втулки и классического механизма переключения. Такие устройства устанавливаются на городских велосипедах. Подобный переключатель обладает всеми минусами, характерными для механизмов внешнего и внутреннего переключения.