Велосипедные спицы

27.03.2014 13:24 http://ippolite.ru
PDF

Велосипедные спицы

 

Велосипедная спица - элемент велосипедного колеса, который соединяет втулку и обод. Главная задача спиц - обеспечение прочности, жесткости и амортизации колеса.

Хорошие спицы изготавливают из нержавеющей стали (она прочная и не подвержена коррозии). Более дешевый вариант - это хромированные или оцинкованные спицы из углеродистой стали (менее прочные и подвержены коррозии). Самые легкие (и хрупкие) спицы изготавливаются из карбона. Самые дорогие и прочные - из титана. Титановые спицы можно устанавливать только с ниппелями из бронзы.

 

Велосипедные спицы имеют разную длину (в зависимости от схемы спицовки) и сечение.

Варианты сечения спиц:

  • круглого постоянного сечения по всей длине спицы;
  • переменного сечения:
    • простые калиброванные.
    • с одинарным баттингом (single-butted) - спицы имеют тонкую часть до резьбы и утолщенную в конце возле головки. Используются они для упрочнения колеса с ободом стандартных отверстий.
    • с двойным баттингом (double-butted) - спицы, на концах толще, чем в середине. Размеры: 14/15g и 15/16g. Спицы уменьшают вес, утолщения на концах способно выдерживать нагрузки, что далют такие спицы прочными в местах сосредоточения напряжений. Тонкая часть делает спицу эластичной, что позволяет ей растягиваться. При ударе об колдобину наиболее нагруженные спицы удлиняются и уменьшают нагрузку на другие соседние спицы.
    • с тройным баттингом (triple-butted) - спицы, которые являются долговечными и надежными. Используются для туристических поездок, когда велосипед сильно нагружен. Имеют все преимущества спиц спиц single и double butted.
    • аэродинамические эллиптические - спицы, double-butted вариант, в котором существует тонкая часть сечения в виде эллипса. Это делает спицу более аэродинамической. Колеса с такими спицами длительное время остаются ровными, по спицам можно легко увидеть деформации кручения и легко их исправить.
    • аэродинамические плоские - имеют плоский аэродинамический профиль. Не подходят для обычной втулки из-за того, что отверстия втулки не подходят для широких спиц. Для этого используются специальные втулки.

 

Любая велосипедная спица состоит из двух деталей:

  • спица - стержень, у которого один конец загнут и расклепан, а на другом нарезана резьба;
  • ниппель - четырехгранная гайка в форме гриба со шлицом под отвертку на шляпке; крепит спицу к ободу колеса.

Велосипедные спицы и ниппели

 

При установке в колесо спицы образуют т.н. спицевый набор. Всего существует два принципиальных вида спицовки для собираемых руками колес:

  • «солнцем», или «радиальная» - cпица не имеет перекрещиваний с другими на всем своем протяжении от фланца втулки до отверстия в ободе:
  • Радиальная спицовка

    Такой вид спицовки используется на передних колесах под ободные тормоза, т.к. они не испытывают скручивающей (торсионной) нагрузки от дискового тормоза и педалирования. Самый заметный плюс такой спицовки - отличный внешний вид. Самый большой минус - производители втулок не считают гарантийным случаем разрушение фланцев при таком способе спицовки.

  • «крестом» - каждая спица пересекает друг друга от одного до четырех раз:
  • Спицовка крестом

     

Все прочие названия («два»-«три»-«четыре» креста, «крученые спицы» (twisted spokes) и пр.)  - это по сути уточняющие итоговый рисунок спицовки термины.

 

В идеале количество спиц на переднем и заднем колесах должно быть различным в связи с тем, что:

  • на переднее колесо приходится меньшая нагрузка.
  • на переднее колесо не передается крутящий момент (кроме колес с тормозной втулкой).

На переднем колесе лучше использовать колеса с меньшим количеством спиц, чем на заднем. Поэтому вариант 32-36 лучше, чем вариант 32-32. В даном примере вариант 32-32 будет означать, что или переднее колесо тяжелее, чем должно быть, или заднее слабее, чем требуется.