Велосипедные покрышки

06.08.2014 00:00 http://ippolite.ru
PDF

Велосипедные покрышки

 

Покрышки представляют собой важнейшую часть колеса велосипеда, которая предназначена для сцепления с поверхностью и дополнительной амортизации. Современные покрышки для велосипедов отличаются между собой не только рисунком протекторов и габаритами, но и массой, жёсткостью и упругостью.

 

Тот или иной рисунок протектора покрышки на велосипед подбирается под определенное дорожное покрытие:

- СликиЕсли оно твердое, то предпочтение отдается сликам (англ. slicks) — гладким велопокрышкам. Они бесшумны, обладают наименьшим сопротивлением качению, превосходно удерживают велосипед на асфальте.

 

 

 

- Злая резинаНа мягкой почве лучше всего себя чувствует широкая, имеющая мощные грунтозацепы покрышка ("злая резина") для велосипеда.

 

 

 

 

- ПолусликиУсредненные модификации — полуслики — характеризуются наличием грунтозацепов по краям велопокрышки. Полуслики — это модели с минимальным рисунком протектора по центру покрышки и шипами на его боковой части. Спортсмены, которые предпочитают стили дерт-джампинг и кросс-кантри, выбирают велосипедные покрышки полуслики.

 

 

- ШиповкаТакже существует возможность купить велопокрышки специального зимнего варианта, с шипами. Шиповки — это внедорожные шины с шипами по всему протектору, они идеально подходят для езды по бездорожью и горным тропам.

 

 

 

Есть еще одна разновидность велосипедных шин – так называемые «трубки», сочетающие в себе и камеру, и покрышку. Как правило, используются они лишь на спортивных велосипедах, так как в обычных дорожных условиях они себя по эксплуатационным качествам не оправдывают.

Шины могут быть изготовлены из резины или компаундных (полимерных) композитных материалов. И у того, и у другого материала есть свои достоинства и недостатки. Мягкая резина «липнет» на гладких поверхностях и отлично держит велосипед на неровностях. Такие покрышки сложно раскручиваются и изнашиваются довольно быстро. Твёрдый компаунд быстро разгоняет покрышку. Такая покрышка становится «накатистой» и отлично «держит» на скорости. Но на мокрых и гладких поверхностях она вам не помощник.

Давление в шинах велосипеда должно соответствовать номинальному давлению воздуха в камере, указанное в маркировке, измеряемой в специальных единицах, фунтах на дюйм — PSI. Величина, для нашего восприятия, малопонятная, но ее легко перевести в привычные для нас «атмосферы», разделив примерно на 14.

Перекачивание шины ведет к ухудшению сцепления с дорожным покрытием, более жёсткой езде, не исключено нарушение целостности камеры. Недостаточное давление заберёт у велосипедиста силы, приведет к быстрому износу и повреждению покрышки.

 

Конструкция велосипедных покрышек

Любая современная покрышка состоит из четырех основных конструктивных компонентов – бортировочный трос, корд, борта и протектор.

  • Бортировочный трос. Основное назначение - надежное крепление покрышки в ободе колеса. Изготавливается из стальной проволоки или синтетики, чаще всего – кевлара. Шины с кевларовым тросом (фолдинговые) легче, их можно компактно свернуть для хранения или для использования в пути в качестве запасной, но они значительно дороже шин со стальным бортировочным тросом.
  • Корд – основа шины, ее каркас, во многом определяющий прочностные характеристики. Корд представляет собой диагональное сплетение нейлоновых нитей с различной плотностью плетения, которая измеряется показателем TPI (количество нитей на дюйм). Чем выше этот показатель, тем покрышка прочнее. Мягкость корда показывает, насколько покрышка приспособлена к «сминанию» под нагрузкой. Покрышка с мягким кордом, при наезде на небольшое препятствие сминается и мягко его проходит,  обеспечивая сцепление. Покрышка с жёстким кордом, при том же давлении, скорее отскочит, погасив скорость и нагрузив амортизатор. Распространённые значения:
    - Мягкие − 30-60 TPI
    - Жёсткие − 90-150 TPI
  • Борта шины – резиновое покрытие боковин покрышки. Бывает двух видов:
    • Gumwall – толстый слой резины при невысокой плотности плетения корда. Наиболее распространённый тип, износостойкий, недорогой, чаще всего применяемый в городских условиях или для туризма.
    • Skinwall – тонкостенные шины с высокой плотностью плетения корда. Отличаются легким весом, используются, чаще всего, в спортивных целях.
  • Протектор – часть шины, которая непосредственно контактирует с поверхностью. Рисунком и глубиной протектора определяются эксплуатационные качества покрышек.

 

Стандарты велосипедных покрышек

В настоящее время существует несколько стандартов маркировки велосипедных покрышек:

  • Французская система маркировки отражает приблизительный внешний размер установленной на обод шины, включая ее собственную толщину. Состоит из трехзначной цифры, говорящей о диаметре колеса в миллиметрах, и буквенного обозначения ширины покрышки – от А до D по нарастанию. Подобная система классификации достаточно неудобна, и не отражает всего многообразия велосипедных шин.
  • Дюймовый стандарт также показывает размер покрышки по ее внешнему диаметру. Маркировка предполагает наличие двух или трех числовых групп. На первом месте стоит приблизительная величина внешнего диаметра в дюймах. Второе число – ширина покрышки, которая может быть указана или десятичной, или обычной дробью. Если попадается маркировка с тремя группами цифр, то на втором месте – высота покрышки, и лишь на третьем –ее ширина.
  • Европейский стандарт ISO ETRTO основывается на ширине покрышки и размера посадочного диаметра обода колеса, выраженных в миллиметрах.

Кроме диаметра, очень важно соответствие ширины шины внутренней посадочной ширине обода. В системе ISO эта величина также стандартизирована и принимает значения от 15 до 23 и шире миллиметра с шагом в 2 мм. Правильный подбор ширины покрышки увеличит срок ее службы, снизит вероятность проколов, «подламывания» или выскакивания с обода.

Правильно выбранные велосипедные покрышки – основа комфортной и безопасной езды с минимальной затратой усилий. Неправильный подбор велопокрышек приводит к их преждевременному износу, к значительному снижению эксплуатационных качеств велосипеда, к лишнему расходованию собственных сил.