Велосипедные обода

14.08.2014 00:00 http://ippolite.ru
PDF

Велосипедные обода

 

Обода являются очень важной деталью, о которой не стоит забывать при покупке любого велосипеда. Главные характеристики обода это прочность и легкость. Обода первые принимают на себя удары при прыжках, наездах на бордюры, кочки и прочие неровности дороги. Выбор ободов чаще всего зависит от стиля, в котором будет кататься велосипедист, так как одни из них имеют меньший радиус и ширину, а другие — увеличенную жёсткость и прочность. По конструкции все существующие обода на велосипед можно разделить на три группы:

  • одностенные — это самые простые и непрочные изделия, которые преимущественно устанавливается на прогулочные или горные велосипеды начального уровня.
  • двустенные — это изделия, которые отличаются высокой прочностью и приемлемым весом, являются оптимальным выбором для многих стилей катания. В основном используются на велосипедах для кросскантри или для скоростного спуска (downhill). Различаются также высотой боковой стенки.
  • трёхстенные — это самые прочные, но и самые тяжёлые изделия подобного типа. Для придания особой жесткости в них используется третья перемычка. В основном эта перемычка необходима на велосипедах с очень мощными ободными тормозами, дабы тормозные колодки не смогли повредить колесо. За счет третьей перемычки такие обода становятся очень тяжелыми и в связи с этим используются крайне редко.

Конструкция ободов

Для изготовления ободов раньше применяли сталь. Но со временем стало понятно, что алюминий выигрывает у стали по прочности и по весу. При использовании ободных тормозов алюминий также более приемлемый вариант нежели сталь. Вместе с тем, алюминиевый профиль дороже, чем стальной. Сейчас стальные профиля применяют крайне редко, их можно встретить только на некоторых моделях городских велосипедов.

Также иногда используются обода, сделанные из углепластика (карбона). Они имеют высокие прочностные свойства при сниженной массе. При этом обод обычно делается литым со спицами (точнее - несколькими литыми пластинами), т.е. спицы уже нельзя выкрутить. Но они не долговечны и в случае поломки не подлежат ремонту . При этом имеют очень высокую цену и применяются, как правило, для трековых велосипедов, которые используются велогонщиками для развития максимальной скорости.

Иногда для придания ободу еще больше прочности применяют технологию анодирования. Анодированные обода обычно имеют черный цвет. Такие обода стоят несколько дороже нежели обычные.

Maxtal — это фирменный сплав Mavic. Обода из этого сплава обода имеют очень высокую жёсткость, в связи с этим их трудно будет погнуть деформировать. Но одновременно обод становится чувствительным к усталости металла.

Cпицевые отверстия в ободах обычно делают на одной линии равномерно по всему ободу, но есть случаи когда требуется смещение отверстий друг относительно друга в определенном направлении. Такие обода используются на велосипедах, предназначенных для скоростного спуска. Это связано с кассетой для переключения передач, которая стоит на заднем колесе. Для равномерной нагрузки спицы одной стороны требуется подтягивать чуть больше, чем с другой стороны, дабы сделать спицевой зонт с одной стороны более плоским.

В горном велосипеде обычно стоит 32-36 спиц, на городских велосипедах может использоваться от 36 до 40 спиц, на шоссейных велосипедах может быть от 24 до 32 спиц.

 

Деформации ободов

При постоянных нагрузках натяжение некоторых спиц падает, что может вызвать их расстройку, а это в свою очередь вызовет деформации обода, которые со временем могут стать весьма заметными, а иногда и опасными, привести к повышенному износу узлов велосипеда и повысить опасность его использования. Рассмотрим подробнее возможные деформации велосипедных ободов:

  • Деформации обода«Восьмёрка» — это искривление обода, при котором его часть, или части выходят из одной плоскости. Визуально проявляется в «вилянии» колеса при вращении. Может сопровождаться трением обода об тормозные колодки ободных тормозов, что вызывает повышенный износ тормозных колодок и несильное, но постоянное торможение при каждом соприкосновении колодки и обода. Появление «восьмёрки» свидетельствует о снижении натяжения некоторых спиц. Восьмёрку желательно исправить как можно быстрее, иначе возможен ее рост, что может привести к поломке спиц, обода, втулки (фланцев). Восьмёрка может приводить к повышенному износу тормозных колодок, и снижению безопасности использования велосипеда.
  • «Яма». Нагрузка на колесо принимается всеми спицами, несколько отстоящими от места приложения нагрузки. При сильных точечных нагрузках и ослабленных спицах (о чем может свидетельствовать «восьмерка») обод колеса может приобрести необратимые деформации — несколько прогнуться к центральной части.
  • «Яйцо» (овал, эллипс). Деформация, при которой колесо теряет круглую форму и становится овальным, или яйцеобразным, носит название «овал» или, в просторечии, «яйцо». является следствием неравномерности натяжения спиц (спицы с одной стороны колеса сильнее натянуты чем с другой).
  • «Зонтик». Каждое колесо имеет два «зонтика» из спиц — с правой и с левой сторон. Каждый зонт показывает и позволяет регулировать смещение обода (без деформаций оного) вдоль оси колеса. Неправильное соотношение зонтов может привести к тому, что на высокой скорости и ровной дороге велосипед будет постепенно поворачивать в какую-то сторону. Слишком сильный зонт может привести даже к тому, что покрышка будет тереть раму, или вилку. На переднем колесе зонты справа и слева должны быть равными, а на заднем колесе зонт с левой стороны должен быть значительно больше.