Манетки велосипеда

15.09.2014 00:00 http://ippolite.ru
PDF

Манетки велосипеда

 

Мане́тки, шифтеры (англ. Shifters) — в современных велосипедах специальные устройства, крепящиеся к рулю (раньше крепились на раму) и позволяющие переключать передачи.

Смена передач осуществляется, как правило, путём передачи усилия с манеток через тросиковый привод на переключатели, изменяющие положение цепи на звёздах с целью изменения передаточного отношения. В случае, если велосипед оборудован двумя переключателями передач (передним и задним), на руль устанавливается две манетки, причём, как правило, манетка, устанавливаемая под левую руку, «отвечает» за передний переключатель, а устанавливаемая под правую руку — за задний. Также манетки могут приводить в действие механизм переключения передач, интегрируемый в заднюю втулку велосипеда.

По конструкции можно разделить на несколько типов:

  • Фрикционная манеткафрикционные - устанавливались на все многоскоростные велосипеды до 80-х годов, а также на самые дешевые велосипеды в 90-х. Сама манетка выполнена в виде рычажка, движением которого натягивается или отпускается управляющий переключателем тросик. Положение рычажка никак не фиксируется, а от произвольной смены положения он удерживается трением.



  • Индексная манеткаиндексные однорычажные - в отличие от фрикционных манеток, положение рычажка фиксируется специальной шайбой в нескольких позициях, когда переключатель передач (конечно, в случаях, когда он настроен) находится ровно напротив соответствующей звезды.



  • Тригерная двухрычажная манеткатриггерные двухрычажные - переключение осуществляется путём нажатия на рычажки. Конструктивно это блок, располагающийся на руле рядом с ручкой, содержащий храповой механизм и два рычага или рычаг и кнопку. Одним рычагом цепь перемещается в одну сторону, другим - в обратную. После каждого переключения передач, которое происходит достаточно четко, рычаг возвращается строго в то же самое положение, в котором он находился до переключения.


  • Манетка grip-shiftтипа grip-shift (вращающаяся ручка) - переключение осуществляется путём поворота рукоятки вокруг руля на соответствующее количество щелчков, благодаря чему можно переключать сразу несколько передач в любую сторону. Недостатком же является несколько меньшая четкость работы, чем у триггерных манеток.

  • Манетка dual-controlсовмещенные с ручками тормозов (dual control) - велосипедист переключает передачи путём поворота тормозных ручек в плоскости, перпендикулярной плоскости их (ручек) хода для совершения торможения. Торможение, как и обычно, происходит при нажатии на тормозную ручку в направление руля, а переключение передач ее движением в поперечной плоскости, вверх или вниз.

Также существует система A-GE фирмы Acros, в которой одна манетка управляет и передним и задним переключателями с помощью гидравлического привода.

 

Совместимость манеток

8 и 9 скоростей:

  • Все манетки для передних переключателей совместимы между собой (с учетом предполагаемого количества звезд системы).
  • Задние манетки Shimano совместимы только с переключателями Shimano (шоссейные и горные версии совместимы между собой).
  • MTB-манетки SRAM совместимы только с задними переключателями SRAM (за исключением моделей TRX, Rocket и Attack, которые совместимы с переключателями Shimano).
  • Шоссейные манетки SRAM и Campagnolo совместимы только с шоссейными переключателями соответствующих фирм.
  • Задний переключатель на данное число звезд совместим с манеткой на меньшее число звезд (на «восьмерной» привод можно ставить «девятерной» задний переключатель).
  • Задние переключатели SRAM на 9 скоростей совместимы с манетками Shimano на 10 скоростей и наоборот.

10 скоростей:

Shimano

  • Шоссейные 10-скоростные манетки и переключатели совместимы с горными переключателями на 9 скоростей, но полностью несовместимы с 10-скоростными горными (Dyna-Sys): разные ходы тросов и спереди, и сзади.
  • 9-скоростные задние переключатели не работают с новыми 10-скоростными горными манетками, но работают со старыми 10-скоростными манетками для шоссейных гибридов. Dyna-Sys вытягивает в 2 раза больше троса за щелчок, чем старые Shimano на 9 скоростей.
  • 10-скоростные горные переключатели Shimano не могут использоваться с 9-скоростными манетками Shimano, а шоссейные задники на 10 — могут.
  • Задние переключатели SRAM на 9 скоростей совместимы с манетками Shimano на 10 скоростей и наоборот.
  • Старые «9-скоростные» передние переключатели могут быть использованы с новыми манетками Dyna-Sys, но в сочетании с системой dyna-sys («10-скоростной») работают неоптимально.
  • Старые передние переключатели и системы («9 скоростей») могут быть использованы с 10-скоростными цепями и новыми передними манетками.
  • Старая («9-скоростная») передняя манетка может быть использована для работы с передним переключателем dyna-sys.

SRAM

  • 3х9 и 2х10 несовместимы между собой — в частности, задние переключатели и манетки.
  • Шоссейные и горные 2х10 совместимы.