Дисковые тормоза

PDF

Дисковые тормоза

 

Дисковые тормоза представляют собой тормозной диск или ротор, который крепится к втулке колеса велосипеда, и калипера (машинки), в которой находятся тормозные колодки. При нажатии на ручку тормоза тормозное усилие передается через тросик к колодкам, которые прижимаются к ротору и происходит, непосредственно, трение и в конечном результате торможение.

Дисковые тормоза впервые начали ставить на велосипеды экстремалов – для фрирайда и спуска с гор (downhill). Сейчас такие системы получают все большую распространенность, вытесняют v-brake даже с байков начального уровня.

 

Типы дисковых тормозов:

  • Механические дисковые тормозамеханические: как в обычном, (V-brake, кантилевер), трос тянет приводной рычаг, и простой механизм прижимает тормозные колодки к диску. Механизмы не слишком изощрены и разнообразны. Это или многозаходный ходовой винт, как в кран буксе домашнего водопровода, клин или кулачёк. Клин и кулачёк близкие родственники, только один перемещается, другой поворачивается вокруг оси. Трос и колодки совершают движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях.



  • Гидравлические дисковые тормозагидравлические: управляющий цилиндр с поршнем размещен в тормозной ручке на руле. Силовой цилиндр (могут быть и два) приводит в действие тормозные колодки. Соединены они специальным высокопрочным рукавом. Вся система герметична и заполнена жидкостью (маслом).



  • гибридные: сочетают механику и гидравлику. Трос, посредством рычага, воздействует на гидравлическую часть целиком расположенную в корпусе тормоза, и состоящую из двух цилиндров (управляющего и силового), и небольшого объема масла между ними.

 

Преимущества дисковых тормозов:

  • Работают в любых погодних условиях;
  • Не страшны восьмерки на ободах;
  • Не изнашивают обод велосипеда;
  • Большой срок службы колодок;
  • Хорошая мощность торможения;
  • Обладают хорошей модуляцией;
  • Неприхотливы в обслуживании;

Недостатки дисковых тормозов:

  • Нагрузка на втулку и спицы;
  • Сложнее обслуживать, необходим специнструмент (для гидравлики);
  • Достаточно тяжелый (по сравнению с ободными);
  • Дороже ободных;
  • Могут мешать установке багажника.

 

Дисковый тормоз дороже, чем V-brake. Это означает, что за одну и ту же сумму, тот велосипед, на котором нет дисковых тормозов имеет лучшее оборудование, чем тот, который с дисковыми тормозами. Дисковые тормоза более современные, чем ободные.

Разница между тремя системами дисковых тормозов прямо следует из их конструктивных особенностей.

Гидравлические системы имеют пока явные преимущества, т.к. усилие передается с помощью несжимаемой жидкости; имеют минимум трущихся поверхностей; отсутствуют люфты; легко регулировать и дозировать тормозное усилие; быстрее отводят колодки от диска при отпускании тормозной рукоятки; большая мощность тормоза.

Механические дисковые тормоза уступают своим гидравлическим собратьям из за наличия люфтов; трущихся поверхностей; упругости передаточных звеньев; повышенного износа. Для примера трос передающий усилие на задний тормоз имеет большую длину, трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину в зависимости от температуры.

Но механические системы имеют и неоспоримые преимущества: меньше цена, больше надежность, простота ремонта и обслуживания, даже в полевых условиях, возможность сопряжения с любой стандартной тормозной ручкой, при правильной смазке окружающая температура слабо влияет на работу тормоза, а масло в гидравлике зимой может застыть

Гибридные, по эксплуатационным характеристикам и надежности занимают промежуточное положение.

Дисковые тормоза выпускаются в разных версиях. Для "DH", параллельного слалома, фрирайда - более мощные, тяжелые, с дисками увеличенного диаметра, иногда "плавающими", нередко с 2х-поршневой скобой, и кросс-кантрийные - облегченные, компактные.

В любом случае, никогда не экономьте на тормозах. Помните, что от них, во многом, зависит ваша безопасность и сохранность велосипеда. При преодолении крупных преград, спусках с горы именно тормоза могут защитить от падений и травм. Конечно, и дисковые тормоза не станут 100% защитой, если вы не будете своевременно обслуживать их. Необходимо регулярно проводить проверки износа тормозных колодок, своевременно заменять их.